Дорожная безопасность
6 главных правил этикета в общественном транспорте, о которых многие забывают
За нарушение этих правил – никто не оштрафует, никто не подаст на вас в суд. Воспитанные люди просто сделают о вас свои, отнюдь не лестные выводы.
Вспомним 6 основных правил хорошего тона при поездках в общественном транспорте.
1. По этикету и правилам безопасности, нужно сначала выпускать из транспорта тех, кто выходит, и затем входить
Не нужно создавать столпотворение, и ломиться вперед всех. Лучше помогите тем, кому самостоятельно зайти в транспорт тяжело: пожилым людям, детям, мамам с колясками, беременным женщинам, инвалидам.
Но, помните, прежде, чем помогать, вы должны поинтересоваться, а нужна ли человеку помощь. Услуга уместна, только если вы получили одобрение.
2. Сидячие места – для пожилых людей, беременных женщин, пассажиров с маленькими детьми и пассажиров с ограниченными возможностями
И речь не только о местах, которые отведены для этой категории людей. Речь обо всех местах. При этом мамам, которые едут в общественном транспорте с детьми, стоит помнить: ребенок до 7 лет может посидеть на коленях, а не занимать отдельное сидение. По этикету, дети старше 7 лет уже тоже должны руководствоваться общепринятыми правилами, и уступать места.
3. В салоне общественного транспорта нужно вести себя культурно
Это касается абсолютно всех пассажиров, любого возраста. За поведением детей обязаны следить пассажиры, которые их сопровождают.
Не принято громко разговаривать, смеяться, сплетничать, кушать или употреблять спиртные напитки. Очень тонкий и спорный вопрос: кормление малыша грудью в общественно транспорте. Считается, что это тоже дурной тон.
Но, новорожденному вряд ли будут понятны ваши мотивы, и если ребенка успокоить не выходит, а поездка предстоит длинная, то кормление допускается, при этом нужно прикрываться платком так, чтобы не смущать остальных пассажиров.
4. Сегодня многие ездят с гаджетами в руках, уважайте личное пространство!
Заглядывать через плечо соседа в его телефон – это тоже очень некрасиво, равно как и в случае, если бы он читал книгу.
5. Отдельный пункт – сумки, рюкзаки и зонты
Они не должны создавать неудобств другим. Рюкзаки нужно снимать с плеч и опускать вниз, объемные сумки тоже принято брать в руки, а не держать на плече.
Зонты по этикету возят в общественном транспорте только в свернутом виде, опустив вниз, так, чтобы не намочить одежду других пассажиров.
6. Старайтесь держаться за поручни
Это не только требование безопасности, но и банальное уважение к другим. Как бы вы не были уверены в себе, а транспорт может затормозить резко, и тогда вам придется хвататься за все. Что будет на вашем пути, вряд ли это понравится другим.
Сюда же можно добавить – не толкайтесь, и заранее продвигайтесь к выходу, если вскоре остановка, на которой вам нужно выходить.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте
Для пассажиров существуют правила поведения в общественном транспорте. Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на тротуаре или обочине в установленных местах, не выходя на проезжую часть.
Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.
Производить посадку в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно только после полной их остановки.
Помните, что нельзя:
- прыгать в транспорт на ходу;
- цепляться за транспорт сзади;
- стоять на выступающих частях и подножках.
Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Однако водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей.
Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры. А в легковом автомобиле открытой на ходу дверцей можно задеть пешехода или самому оказаться на асфальте.
Запрещено прислоняться к дверям, так как они могут неожиданно открыться.
В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
В салоне нельзя:
- отвлекать разговорами водителя во время движения;
- шуметь, громко разговаривать, мешать другим пассажирам;
- высовываться или выставлять из окон какие-либо предметы;
- возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты (их необходимо тщательно упаковывать);
- ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.
Выйдя из общественного транспорта необходимо соблюдать правила перехода на другую сторону улицы.
На остановке
На остановке в ожидании общественного транспорта следует стоять на тротуаре подальше от его края. Здесь ограничительной чертой служит поребрик, стоять на котором нельзя.
Остановка - не место для игр и беготни. Нельзя выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус или троллейбус.
Если трамвайная остановка без посадочной площадки, выходить на проезжую часть для посадки в вагон разрешается только после его полной остановки.
Посадка в транспорт
Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
Входите после инвалидов, пожилых людей и маленьких детей. Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
Поездка
Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
Свободные места рекомендуется сразу занимать, чтобы не мешать проходу пассажиров, но при этом надо уступать места инвалидам, пожилым и самым маленьким. Сидеть лучше лицом по направлению движения: это безопаснее в случае неожиданного резкого торможения. По этой же причине спать во время поездки не рекомендуется.
Ни в коем случае не препятствуйте закрытию и открытию дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это не только может повредить двери, но еще и опасно! Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу.
Некоторые трамвайные поезда представляют собой длинные вагоны с поворотным устройством в середине. Это сочлененные вагоны. К ограждениям поворотного устройства нельзя прислоняться. Нельзя просовывать в пространство за ограждением руки и ноги. Это очень опасно! Можно не только получить травму, но и погибнуть!
Не высовывайтесь из окон и не выставляйте в них какие-либо предметы.
Не шумите, не разговаривайте громко: это не только раздражает пассажиров, но и мешает водителю, которого нельзя отвлекать. Обращаться к водителю можно только на остановках.
Во время поездки выполняйте все указания водителя и кондуктора.
Высадка из транспорта
К выходу необходимо подготовиться заранее: спросить у других пассажиров, выходят ли они там же, где вы, или нет, по возможности подойти ближе к дверям, но не спускаться на ступени. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкаться, не суетиться. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
Движение после высадки
Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующие правила:
Правила поведения для пассажиров автобуса и троллейбуса
На остановке
1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.
2. Стой только на тротуаре, не наступая на поребрик.
3. Не выходи на проезжую часть.
4. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.
При посадке
1. Пропусти выходящих пассажиров.
2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса и троллейбуса
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.
2. В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.
3. При выходе не суетись и не толкайся.
После высадки
На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
В грузовых и легковых автомобилях
Пассажиры, легковых автомобилей, такси, должны соблюдать следующее правило: посадка и высадка должна происходить только с правой стороны улицы. С левой стороны могут выходить лишь водители.
Бывает, что надо ехать на грузовом автомобиле, например, на полевые работы или сопровождать груз. Для перевозки пассажиров в таких автомобилях существуют определенные правила. В кабине, кроме водителя, может помещаться столько человек, сколько мест предусмотрено техническими правилами. Например, в грузовом автомобиле ЗИЛ-130 рядом с водителем могут находиться только два человека.
Группам людей ехать в кузове грузового автомобиля можно лишь в том случае, если он специально для этого приспособлен: в нем должны быть сиденья для пассажиров, а на сиденьях вдоль заднего и боковых бортов прочные спинки. Скорость грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди, не должна превышать 60 км/ч.
Стоять в кузове движущегося автомобиля категорически запрещено.
Не все транспортные средства приспособлены для перевозки людей. Нельзя перевозить людей вне кабины самосвала, автомобиля-цистерны, трактора и других специализированных автомобилей, самоходных машин и механизмов, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, а также на грузовом прицепе или полуприцепе. Нельзя ехать и в кузове грузового мотоцикла или мотороллера.
инструкция
Оказание первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортном происшествии.
При ДТП могут возникнуть различные по характеру и тяжести травмы. Первая медицинская помощь, оказанная правильно и своевременно на месте происшествия, может иметь самое существенное значение для дальнейшей судьбы пострадавшего. Это тем более важно, что многие ДТП возникают на дорогах в значительном отдалении от населенных пунктов и медицинских учреждений.
Для правильного оказания само- и взаимопомощи необходимы определенная подготовка и навыки, а также наличие набора перевязочных материалов и медикаментов.
1.Обработка раны
При повреждении кожи и глубоко лежащих тканей, необходимо обработать края раны и наложить повязку.
Рану не промывать, инородные тела из раны не извлекать. Кожу по краям раны протереть стерильным материалом, производя движения от раненой поверхности к неповрежденной коже.
Такими же движениями смазать кожу вокруг раны йодом, но не заливать рану йодом. Рану закрыть стерильным материалом, не прикасаясь руками к части материала, прилежащей к ране. Наложить повязку.
2,Остановка кровотечения из раны
Кровотечение артериальное: кровь ярко-алого цвета, брызжет пульсирующей струей. Принять меры к остановке кровотечения давящей повязкой. Для этого на рану укладывается стерильный материал, поверх этого материала кладется туго свернутый валиком бинт или кусочек поролона, или губчатой резины, затем производится тугое бинтование. Если тугая повязка не помогает, следует наложить резиновый жгут выше места повреждения сосуда. При отсутствии жгута накладывается закрутка из ремня, платка и т.д., которая затягивается и закрепляется с помощью палочки, авторучки и др. Жгут лучше всего накладывать на одежду или мягкую прокладку без складок. Под жгут следует положить листок бумаги, на которую наносится время наложения жгута. Жгут можно держать не более 1,5-2 часа.
При очень сильном кровотечении следует сразу придавить сосуд выше места кровотечения пальцами руки к кости пострадавшего. Это даст время сориентироваться и выбрать способ остановки кровотечения. Сосуд следует прижимать к кости большим пальцем, либо четырьмя остальными пальцами так, чтобы они легли вдоль артерии.
При расположении кровоточащего сосуда в таком месте, где невозможно наложение жгута (подмышечная область, паховая область), можно произвести остановку кровотечения путем резкого сгибания конечности в ближайших суставах и сдавливания таким образом сосуда. Конечность должна быть зафиксирована в данном положении повязкой из прочного материала.
Венозное и капиллярное: струится темно-красная или сочится красная кровь. В этом случае накладывается стерильная, умеренно давящая повязка.
3. Ушибы
Признаки: припухлость, кровоподтек и боль, возможно некоторое ограничение движений. Помощь - покой и холод на поврежденное место.
4. Растяжение
Признаки: отек, кровоподтек и сильные боли в области сустава, ограничение активных движений в суставе.
Помощь: покой и холод на поврежденное место. Накладывается мягкая фиксирующая повязка на голеностопный, коленный, локтевой суставы (8 - образная).
5. Вывих
При вывихе происходит смещение суставных поверхностей, часто с разрывом суставной сумки. Признаки: изменение формы сустава (длины конечности), резкая болезненность, особенно при попытках сделать движение. Активные, пассивные движения в суставе практически невозможны. Помощь: создание полной неподвижности в суставах, как и при переломе. Не следует делать попытки вправить вывих.
6. Перелом
При переломе происходит нарушение целостности кости. Обломки кости могут оставаться на месте (переломы без смещения) или смещаться. Переломы без повреждения кожного покрова - закрытые, при повреждении - открытые. Основные признаки перелома: резкая боль, припухлость, кровоподтеки. Нарушение движения в конечности при переломах со смещением - деформация конечностей. Возможно появление хруста в месте перелома, ненормальной подвижности, но специально выявлять эти признаки не следует. Ряд признаков перелома сходны с признаками ушиба и растяжения. При малейшем подозрении на перелом помощь должна быть такой же, как при явном переломе.
Помощь при переломе конечности. Перелом не в коем случае нельзя вправлять. Приоткрытом переломе, костные обломки не трогать. Наложить стерильную повязку. Самое главное - обеспечение полной неподвижности поврежденных костей. Для этого к пострадавшей конечности прикрепляется с помощью бинта, косынки или других подручных средств специальная транспортная шина, доска, лыжа, палка, металлическая пластинка и т.п. шина или подручное средство должны быть наложены таким образом, чтобы захватить суставы, находящиеся выше и ниже места перелома. Сломанная конечность может быть зафиксирована к здоровой конечности (нога) или туловищу (рука).
Помощь при переломе ключицы и лопатки
Подвесить руку на косынку, то же следует после фиксации перелома кисти руки и предплечья. Помощь при переломах таза и позвоночника Основные признаки: боли в области таза, позвоночника, нередко ограничение движений в конечностях. Опасность при неоказании помощи: повреждение внутренних органов, шок, повреждение спинного мозга.
Основная помощь: уложить пострадавшего в горизонтальное положение на спину, на твердую гладкую поверхность. При болях в шейном отделе позвоночника - закрепить голову и шею путем обкладывания их по бокам какими-либо мягкими предметами. При перекладывании пострадавшего - фиксировать голову и шею.
Перелом челюсти
Признаки: сильная боль, припухлость, возможно кровотечение изо рта.
Помощь: пращевидная повязка, идущая через подбородок и
прижимающая нижнюю челюсть к верхней. При потере сознания пострадавшего - положить его на бок.
7.Черепно - мозговые травмы
К ним относятся сотрясения и ушиб мозга, перелом костей черепа. Признаки сотрясения мозга: кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнота и общая слабость.
Первая помощь: лежачее положение, транспортировка только в лежачем положении. При ушибе мозга возможна длительная потеря сознания, рвота и состояние потери сознания с попадания рвотных масс в дыхательные пути, западание языка, что затрудняет дыхание. Помощь для предотвращения попадания в дыхательные пути рвотных масс, а также крови и уменьшения западания языка (при отсутствии перелома таза): больного следует уложить на бок, подложив под голову что-нибудь таким образом, чтобы голова не свешивалась, но и не была приподнята.
Перелом черепа может по своим признакам не отличаться от сотрясения и ушиба мозга, но в ряде случаев проявляется наличием раны в области перелома, незначительным или обильным истечением крови или прозрачной жидкости из носа, рта или уха. Помощь та же. что и при ушибе мозга: на рану наложить стерильную повязку.
8.Состояние, непосредственно угрожающее жизни
Шок. Он возникает при тяжелых повреждениях, сопровождающихся сильным болевым раздражителем.
Предупреждение : исключение повторных болевых раздражителей в следствии перекладывания, движений в сломанных конечностях и др. Помощь: создание покоя, дать пострадавшему анальгин или пирамидон, при холодной погоде - следует согреть пострадавшего.
Нарушение дыхания. Может быть в следствии западания языка, закупорки дыхательных путей инородными телами, рвотными массами, кровью, водой, а также в следствии остановки дыхания. Признаки: отсутствие видимых дыхательных движений, пострадавший может синеть или бледнеть.
Помощь при закупорке дыхательных путей: марлей или чистой тряпочкой, намотанной на палец, или инструментом очистить ротовую полость и более глубокие отделы глотки от инородных тел, повернуть голову или всего пострадавшего на бок. При западании языка можно ввести резиновую плотную трубку диаметром 10-15 мм и специальный воздуховод по пальцу руки за корень языка 10-20 мм.
ВНИМАНИЕ:
—при очистке рта и введении трубки с помощью пальца руки следует контролировать положение языка, чтобы не протолкнуть его в глубину глотки; —при очистке рта и глотки следить за тем, чтобы не оставить в глотке пострадавшего тряпочку или марлю.
Помощь при остановке дыхания. Производится искусственное дыхание «рот в рот» или через вышеуказанную трубку. При проведении искусственного дыхания у детей, оно производится сразу через нос и рот. С гигиенической целью можно на рот пострадавшего положить марлевую салфетку.
Техника искусственного дыхания «рот в рот» или через дыхательную трубку.
Проводящий искусственное дыхание после достаточно глубокого вдоха прижимает свой рот ко рту пострадавшего или берет в рот дыхательную трубку и делает энергичный выдох. При этом надо следить. Чтобы воздух не выходил изо рта пострадавшего. Выход воздуха у пострадавшего происходит самостоятельно, частота искусственного дыхания 14-18 раз в минуту.
Остановка сердца.
Признаки: исчезновение пульса, бледность кожных покровов,
одновременно остановка дыхания.
Помощь: непрямой массаж сердца.
Пострадавшего укладывают на спину, на твердую поверхность, удобнее - на высоте обеденного стола. Оказывающий помощь становится слева, кладет левую ладонь на нижний конец грудины и с силой сдавливает грудную клетку строго вертикально, дополнительно нажимая на левую руку правой. Подобные сдавливания производятся 60 раз в минуту, грудная клетка сдавливается на 30 - 40 мм. Одновременно производится искусственное дыхание. Если помощь оказывается одним человеком, то на каждые 4-5 сдавливаний производится один вдох.
«ДОРОЖНЫЕ ЛОВУШКИ»
Многие считают, что несчастье на дорогах - случайность, и уберечься от нее невозможно. На самом деле это не так: порядка 95% ДТП с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях - так называемых «дорожных ловушках».
Существует несколько основных дорожных ситуаций-«ловушек», и очень важно самому научиться хорошо ориентироваться в них, и научить этому своего ребенка.
Как показывает статистика, одной из основных причин дорожно- транспортных происшествий с участием детей-пешеходов является неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок. Это и есть типичная «дорожная ловушка», в которую дети, к сожалению, попадают очень часто.
Действительно, казалось бы - чем может быть опасна стоящая машина? Прежде всего тем, что она мешает вовремя заметить опасность - например, закрыть собой другой автомобиль, движущийся с большой скоростью.
Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Остановка - вообще, как ни странно, одно из наиболее аварийноопасных мест на дороге. В зоне остановок дети попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и причин тому несколько. Прежде всего, когда ребенок спешит, например, на автобус, он вообще не видит ничего вокруг. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные» маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, не спешить и внимательно смотреть по сторонам.
Нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть.
Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. «Машина едет медленно, успею перебежать», - думает ребенок - и попадает под колеса. Во-первых, дети еще зачастую не могут правильно определить ни скорость автомобиля, ни расстояние до пего. А во- вторых - медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем ребенок даже не подозревает. Выход из этой «дорожной ловушки» - даже если машина приближается на небольшой скорости, ее все равно необходимо пропустить и обязательно убедиться, что
за ней нет других автомобилей.
Еще одна типичная аварийноопасная ситуация - ребенок, пропустив машину, тут же бежит через дорогу. «Ловушка» здесь заключается в том, что в первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой машину, движущуюся во встречном направлении - под нее и может попасть ребенок, если сразу побежит через дорогу.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где автомобили появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить через проезжую часть.
«Дорожная ловушка» может поджидать и у светофора: зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет.
Дойдя до середины проезжей части, дети обычно следят только за машинами, двигающимися справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Опасность здесь заключается в том, что, испугавшись, ребенок может отскочить назад - прямо под колеса. Поэтому - если уж пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
Одним словом, дорожная наука - не такая простая, как кажется на первый взгляд. Она вовсе не ограничивается элементарными правилами вроде «переходи дорогу только на зеленый свет». На самом деле на дороге нас поджидает очень много «ловушек» и неожиданных ситуаций, сориентироваться в которых зачастую бывает сложно даже взрослому человеку, не говоря уж о самых юных участниках дорожного движения. Приучайте детей с самого раннего возраста соблюдать правила безопасного поведения на дороге. И не забывай те, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.